Сын расстрелянного политзаключенного не добился компенсации от ФСБ
О том, что его отец был расстрелян, Анварь Алямов узнал лишь полвека спустя после исполнения приговора Особой тройкой НКВД СССР
Анварь Алямов подал иск к Российской Федерации в лице ФСБ и министерства финансов, обвиняя государство в сокрытии истинных причин гибели своего отца Мустафы Алямова. За нанесенный моральный вред он просил суд взыскать с ответчиков компенсацию в размере 19 млн 370 тыс 831 рубль 22 копейки.
Алямовы родом из казанских татар. В 1913 году дед — Невмен Алямов — с семьёй, поверив в столыпинские реформы, переехал в Сибирь из Нижнего Новгорода. На родине Невмен был муэдзином. И в Новониколаевске активно включился в строительство первой городской мечети. Его старший сын — Мустафа — выучился на шофера и работал при железной дороге. Младший — Абдрашид — стал бухгалтером.
Мечеть, которую построили в 1916-м на деньги прихожан, в 1937 году закрыли и разграбили. Минорет разобрали. Невмена и Абдрашида Алямовых арестовали 16 июля 1937 г. А отца Анваря – в ночь с 7 на 8 августа. Жене сказали, что он – враг народа и осужден на 10 лет лагерей без права переписки.
Центральный районный суд Новосибирска 26 ноября 2019 года установил, что Мустафе Алямову предъявили обвинение по статьям 58, п. 2-11 и 19-58-8 УК РСФСР. Его признали участником мусульманской дружины и приговорили к расстрелу на заседании Тройки НКВД. Через много лет семье сообщили, что Мустафа Алямов умер 15 декабря 1946 года от туберкулеза легких. А в 1986 году Анварь получил справку из ЗАГСа, в которой указывалось, что его отца расстреляли в 31 августа 1937 года.
Суд не нашел оснований для обвинения ФСБ, как правопреемницу КГБ, виновной в укрывательстве истинных причин гибели Мустафы Алямова.
— Сведения о дате и причинах смерти Алямова А.М. изначально были предоставлены в ЗАГС органами КГБ в соответствии с действующими на тот момент нормативно-правовыми актами, — поясняется в определении суда, — согласно которым на запросы граждан о судьбе осужденных за контрреволюционную деятельность было дано указание не раскрывать истинных причин смерти осужденных.
В итоге суд Центрального района Новосибирска в иске об установлении истинных причин смерти отца и компенсации морального Анварю Алямову отказал.